Посадки разного назначения

Посадки разного назначения

Посадку подшипников качения в корпус выполняют по системе вала, при которой отклонения наружного диаметра подшипника (вала) остаются постоянными, а для разных посадок меняют предельные размеры отверстия корпуса.

Плотные и напряженные посадки в основном преследуют Нели обеспечить хорошее центрирование вала в отверстии.

Если длина посадочного участка сопрягаемых деталей 1,5  или больше (d — диаметр посадочного участка), плотная посадка может заменить напряженную, так как неизбежные погрешности формы более длинных участков обеспечивают более тугую посадку.

Если измерения посадочных участков выявят несоответствие фактических размеров чертежным, то сборку ни в коем случае выполнять, нельзя.

Ни в коем случае не разрешается кренить посадочный участок, что иногда делают малоопытные слесари, думая этим повысить прочность посадки: при керновое металл на поверхности несколько выпучатся, но при этом нарушается его целость, а прочность выпученной участка резко снижается; кроме того, на зачерненном участке поверхность полученной посадки во много раз уменьшена.

Если измерения обнаружат конусность или овальность вала или отверстия, то необходимо проверить, не нарушат ли заданную посадку обнаруженные дефекты обработки. При этом, если сумма овальности и конусности каждой детали не превышает половины допуска на диаметр вала, то соединение будет отвечать заданной посадке; в противном случае заданная посадка не получится.

В самом деле, если посадочные поверхности (или даже одна какая-либо из них) будут чрезмерно шероховаты, то при посадке гребни шероховатостей будут срезаны и смяты и в соединении не окажется заданного натяга.

При неподвижных посадках чистота поверхностей определяет качество соединения, а для деталей, которые снимаются при каждом ремонте (например, подшипник качения в некоторых конструкциях) чистота поверхности определяет надежность и долговечность соединения.

Непосредственно перед сборкой вал и отверстие детали надо еще раз проверить, нет ли на их посадочных поверхностях заусениц, забоин и грязи. Шпонку надо подогнать к гнезду вала и гнезду насаживаемой детали.   Особо   тщательно   необходимо   проверять   параллельность гнезд под шпонку на валу и в ступице их продольным осям. При непараллельности хотя бы одного гнезда сборка будет затруднительна или невозможна. Примерка в гнезде должна показывать отсутствие радиального натяга шпонки, в противном случае шпонку надо построгать или опилить.

Боковые грани шпонки должны плотно входить в гнезда; наличие зазоров боковых граней (слабина шпонки) может повести к смятию и задирам при работе механизма, что весьма затруднит снятие детали, если это потребуется при ремонте.