Боковые грани шпонки и  посадки с натягом

Боковые грани шпонки и  посадки с  натягом

Для ускорения работ при сборке с валом детали ее предварительно нагревают до 80-100°С в масле или воде; температура масла не должна превышать 100°С. Деталь не должна касаться дна ванны, а должна лежать на сетке, подкладках из дерева или висеть на крючке. Особенно строгий контроль ведут за медленным и равномерным нагревом деталей, если они нагреваются в воде. Подшипники качения разрешается нагревать только в масле. Если деталь громоздка и подогрев ее в ванне затруднителен, разрешается осторожный и равномерный ее подогрев в жаровне или газовой горелкой. При этом тщательно следят за равномерным и медленным нагревом, иначе деталь может изменить свою форму, вследствие чего будет затруднена сборка, а при эксплуатации может нарушиться правильная работа механизма (например, ухудшится зацепление у зубчатых колес).

Если имеются гидравлические домкраты и специальные приспособления для снятия и насаживания деталей на вал, то сборку детали можно выполнять без нагрева, хотя нагрев облегчает и ускоряет проведение этой операции.

В процессе сборки детали с валом, уложенным в подшипниках нельзя пользоваться кувалдой. Для таких случаев применяют специальные приспособления.

Во всех случаях деталь насаживают вплотную к упору (указывается на чертеже); это особенно важно для зубчатых колес и подшипников качения.

Если предварительно нагретую деталь не удается насадить на вал свободно или легкими ударами по приспособлению для посадки, та операцию сборки прекращают и немедленно снимают эту деталь. Причину затруднений ищут в неправильном измерении диаметров либо в перекосе гнезд для шпонки. Нагретая деталь должна устанавливаться без затруднений с применением легких ударов по приспособлению или по торцу детали, поэтому при задержке посадки эту операцию прекращают, быстро снимают деталь и устраняют причину задержки. Когда нагретую деталь устанавливают медленно, то вал успевает прогреваться и увеличивается в диаметре, а это затрудняет как сборку детали, так и снятие ее, если обнаружена ошибка.

Всякую деталь, кроме подшипников качения, после сборки с валом проверяют на отсутствие биения. Радиальное и торцевое биение по радиусу и торцу обработанных полумуфт, ступиц, зубчатых колес, проверяемое индикатором или рейсмусом и щупом, не должно превышать, норм, указанных в технической документации.

Посадки с натягом могут быть выполнены тремя способами:

приложением усилия с торца одной детали, чтобы ввести вал в отверстие другой;

предварительным нагревом и свободной установкой детали с отверстием на вал; соединение с натягом получается в результате сжатия охватывающей детали после ее остывания;

свободной установкой детали с отверстием на вал, который предварительно сильно охлаждают, что достигается применением жидкого воздуха (температура минус 190°С) или сухого льда (температура минус 72°С), позволяющих сравнительно просто охладить вал.