Измерение зазоров в подшипниках качения

Измерение зазоров в подшипниках качения

Боковые зазоры вала во вкладышах измеряют, когда вал уложен на нижние вкладыши. В первую очередь необходимо убедиться, что вал свободно лежит на нижних вкладышах; затем пластины щупа вводят между валом и вкладышем сначала с одной боковой стороны, а потом с другой; зазор измеряют на глубине 10-15 мм и до этой глубины вводят пластины щупа. Большая глубина (15 мм) соответствует большему диаметру вала. По длине вкладыша измерения делают в двух-трех местах: на расстоянии 8-15 мм от торцов вкладыша и посередине.

При необходимости проверить серповидность боковых зазоров последовательно вставляют пластины щупа на глубину, на 5 мм большую предыдущего измерения. При этом на некоторой глубине зазор должен исчезнуть, показывая начало соприкосновения вала и вкладыша.

Осевые (торцевые) зазоры измеряют пластинчатым или клиновым щупом в зависимости от размера зазора и необходимой точности измерения.

Радиальный зазор (люфт) между телом качения и обоймами измеряют пластинами щупа, которые вставляют в промежуток между телом качения и наружной обоймой.

Когда требуется измерить радиальный зазор (люфт) подшипника, не насаженного на вал, то поступают следующим образом: подшипник укладывают торцом на плиту, закрепляют внутреннюю обойму, а наружную сдвигают в сторону и фиксируют ее положение по индикатору; затем наружную обойму сдвигают в противоположную сторону, и ее перемещение по индикатору покажет радиальный зазор между телом качения и обоймами.

Осевое смещение одной обоймы относительно другой в ненасаженном подшипнике измеряют также индикатором. Подшипник укладывают на плиту с отверстием и закрепляют наружную обойму. Внутреннюю обойму отжимают вниз и на ее торец подводят измерительную ножку индикатора. Потом внутреннюю обойму отжимают вверх и перемещение стрелки индикатора указывает осевое смещение одной обоймы относительно другой.

Если подшипник смонтирован на валу, то радиальный зазор измеряют щупом, вводя пластины щупа между телом качения и обоймой в ненагруженной зоне. При этом нельзя накатывать щуп с обоймой на тела качения, а надо только измерять зазор между телом качения и обоймой, не поворачивая последнюю.

Осевой зазор подшипника в корпусе измеряют пластинами щупа.

В некоторых конструкциях измерить осевой зазор подшипника в корпусе щупом нельзя; в таких случаях осевой зазор определяют как разницу размера А между упорными бортами корпуса и ширины Б обоймы.

В других случаях осевой зазор подшипника в корпусе определяют, измеряя расстояние В от торца корпуса подшипника до обоймы и размер Г уступа торцевой крышки; разность между размерами В и Г составляет осевой зазор с одной стороны.

Осевые зазоры тел качения в обоймах непосредственно измерить затруднительно, но эти зазоры определяют смещение одной обоймы относительно другой; по осевому смещению и судят об осевом зазоре тел качения в обоймах.

Если подшипник смонтирован на валу, а вал установлен на механизме, то осевое смещение одной обоймы подшипника относительно другой можно измерить по осевому смещению вала при закрепленной неподвижно наружной обойме. В этом случае пользуются индикатором, ножка которого упирается в торец вала или в торец любой детали, неподвижно закрепленной на валу.