Общие сведения и терминология
Охлаждающие жидкости применяют для отвода тепла от трущихся деталей механизмов и от режущего инструмента. Если этого не сделать, то металл при нагреве теряет твердость, т. е. снижается его стойкость.
Основные требования к охлаждающим жидкостям — их достаточная способность смачивать металл, хорошо поглощать тепло (высокая удельная теплоемкость). Охлаждающие жидкости, кроме того, не должны вызывать коррозии металлов.
Для охлаждения пользуются растворами соды и мыла в воде, различными маслами и смесями масла с водой, которые называются эмульсиями. В состав различных эмульсий входит вода, масло, мыло, сода, а иногда и другие вещества.
При сверлении и развертывании стали, латуни и легких сплавов охлаждение является обязательным. Для сталей рекомендуется эмульсия; для чугунного литья и бронзы — керосин или раствор буры в смеси воды и глицерина.
При нарезании резьбы в стали и латуни лучшей смазочно-охлаждающей жидкостью является смесь растительного масла с керосином или скипидаром, а при нарезании резьбы в чугуне рекомендуется смачивать метчик керосином.
При проведении монтажных работ важно обеспечить точность сборки и установки деталей, узлов механизмов. Проведение этих работ невозможно без знания и умения выполнять указания чертежей, на которых приводятся необходимые требования, обозначенные соответствующими размерами, допусками и предельными отклонениями от них.
Любую машину или механизм собирают из отдельных узлов и деталей. В соединении двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую и охватываемую поверхности соединения. Если охватывающая и охватываемая поверхности являются цилиндрическими, то соединение называется гладким цилиндрическим. Если охватывающая и охватываемая поверхности образованы двумя параллельными плоскостями каждая, то соединение называется плоским с параллельными плоскостями. У цилиндрических соединений охватывающая поверхность называется отверстием, а охватываемая — валом. Название «отверстие» и «вал» условно применимы также и к другим охватывающим и охватываемым поверхностям (канавка вала — шпонка, канавка поршня — поршневое кольцо).
Конструкторы стремятся создать детали и узлы взаимозаменяемыми, т. е. такими, которые могут быть заменены при сборке или ремонте машины другими того же номера и наименования.
Экономически выгодно, например, когда шариковый подшипник одного и того же номера по посадочному размеру можно использовать в любой машине (велосипед, автомобиль, станок и т. п.); ружейные патроны — в любом ружье одного и того же калибра и т. д.