Применение и назначение подшипников

Применение и назначение подшипников

Для проверки прилегания вал приподнимают, намазывают его шейки тонким слоем краски, опускают и поворачивают на нижних половинах вкладышей, чтобы получить на них отпечатки краски; затем вал приподнимают и проверяют следы касания на поверхностях вкладышей (по приведенной норме поверхности контакта). После этого повторно проверяют щупом боковые зазоры вала в нижнем вкладыше, которые зависят от диаметра вала. Затем в обоих подшипниках выверяют зазоры между торцами вкладышей и буртиками вала в соответствии с чертежом; при необходимости торцы вкладышей подшабривают для увеличения осевого зазора. При этом нужно помнить, что зазор между торцами вкладыша и буртиками вала должен быть и в опорно-упорном подшипнике, так как и здесь (т. е. в торцах) необходимо обеспечить жидкостное трение; торцевой зазор в опорно-упорном подшипнике должен составлять 0,1-0,3 мм на оба торца вкладыша. Кроме того, нужно убедиться, что для смазки торцевых поверхностей опорно-упорного подшипника имеется подвод масла из кармана опорной части подшипника.

Пригонку верхних половин вкладышей к валу контролируют следующим способом. На разъемы нижних половин вкладышей и на шейки вала укладывают свинцовые проволоки, затем укладывают на свое место (на проволоки) верхние половины вкладышей, накрывают их крышками и натуго затягивают болты крышек. После этого вскрывают подшипники, снимают свинцовые оттиски с вала и разъемов вкладышей и измеряют их толщину микрометром; разность между толщиной оттисков на валу и полусуммой оттисков в обоих разъемах укажет, с каким верхним зазором размещается вал в собранных вкладышах, т. е. представляется возможным судить о пригонке верхних половин вкладышей к валу. Нормально пригонка верхнего вкладыша к валу должна быть такой же, как и для нижнего, но на 1 см2 требуется не меньше одного пятна. В механизмах вспомогательного оборудования парогенераторов верхние вкладыши подшипников нагрузки не несут. Обычно у мест разъема вкладышей имеются скосы, которые иногда называют холодильниками. Их назначение — иметь некоторый запас смазки.

Назначение кольцевых канавок, которые иногда делают на концах вкладышей, — способствовать образованию масляных валиков, которые задерживают утечку масла в продольном направлении. Этим же целям служат и скосы на торцевых кромках.

Иногда возникает необходимость разделать закругления на торцах вкладышей или поправить галтели вала. В таких случаях нужно пользоваться специальными таблицами, которые приводятся в справочниках и инструкциях; данные этих таблиц вычислены с тем, чтобы закругление вкладыша не соприкасалось с галтелью вала, а торец вкладыша мог упираться в буртик вала.