Практическое значение при монтаже механизмов

Практическое значение при монтаже механизмов

Зубчатые венцы на ступицах обточены по шаровой поверхности с центром на оси ступицы. В собранной муфте венцы полумуфт опираются цилиндрической поверхностью впадин зубьев на шаровую поверхность зубьев ступиц. Поэтому при небольших перекосах соединяемых муфтой валов ступица поворачивается в полумуфте, как шар в цилиндре, а при параллельном смещении осей валов полумуфты поворачиваются на шаровых поверхностях зубьев ступиц.

Радиальные зазоры в зубчатом зацеплении ступиц 0,03-0,3 мм, так как полумуфты должны быть центрированы в ступицах.

Боковые зазоры в зацеплении больше радиальных в 10-15 раз, и именно они-то и определяют собой возможные смещения валов как параллельных, так и угловых. При этих смещениях (если они незначительны) работа обоих валов, соединенных зубчатой муфтой, может быть удовлетворительной, не вызывая недопустимых вибраций и износа подшипников, что имеет важное практическое значение при монтаже механизмов, когда точная сборка и выверка затруднены.

Полость собранной муфты заполняют маслом до уровня сальниковых уплотнений вала, для чего на одной из полумуфт имеется специальное отверстие, закрываемое пробкой на резьбе. Заполняя полость муфты, масло проникает в зазор между зубьями ступиц и полумуфт; следовательно, передача вращения в зубчатых муфтах происходит через зубчатое зацепление, находящееся в масляной ванне.

При появлении перекоса в соединяемых валах зубья муфты также перекосятся и будут соприкасаться уже не по всей длине; при повороте перекошенных валов на угол 180° зубья изменят свое относительное положение и будут перекошены уже с другой стороны. Изменение положения зубьев (изменение перекоса) будет сопровождаться выдавливанием масла из зазора между зубьями то с одной, то с другой стороны по длине зуба, и сопротивление масла выдавливанию будет компенсировать (смягчать) толчки, если таковые возникнут при изменении перекоса зубьев.

Наличие масляной ванны облегчает работу зацепления зубьев ступиц с зубьями венцовых полумуфт и обеспечивает бесшумность работы. В самом деле, масло, залитое в ванну муфты, при ее вращении отбрасывается на внутреннюю цилиндрическую поверхность полумуфт, занимает там кольцевое положение и проникает в зазоры между зубьями, которые все время работают в масляной ванне.

Кольцевое положение масла внутри вращающейся муфты способствует сохранению смазки в ее корпусе из-за отсутствия утечек через уплотнения валов в торцевых крышках.