Зазоры между деталями подшипника

Зазоры между деталями подшипника

Осевой, равный полному осевому перемещению в обе стороны одного из колец (обоймы) при закрепленном другом кольце.

Угловое смещение — угол поворота в ту и другую стороны. Одного кольца относительно другого.

Измерение радиального и осевого зазоров необходимо для определения эксплуатационных качеств (работоспособности) подшипника. Угловой зазор измеряют только в особых случаях.

Показан наиболее употребительный тип шарикового однорядного подшипника жесткой конструкции для радиальной нагрузки; такой же подшипник, но заключенный в сферическую обойму, благодаря чему он может самоустанавливаться (поворачиваясь в этой обойме) при изменении положения вала.

Наиболее употребительный тип жесткой конструкции двойного шарикового подшипника; такого же типа подшипник, но самоустанавливающийся; возможность самоустаковки обеспечена шаровой поверхностью наружной обоймы.

Радиальные шарикоподшипники выдерживают осевую нагрузку не более 30% расчетной радиальной. В шарикоподшипниках с радиальной нагрузкой последняя распределяется между шариками по сложному закону; практически же почти вся нагрузка воспринимается тремя — пятью шариками, расположенными внизу.

Типовые конструкции роликовых подшипников; допускаемая нагрузка роликоподшипников в 1,5-2 раза больше, чем на шарикоподшипники, однако никакие осевые нагрузки на цилиндрические роликоподшипники недопустимы.

Для подшипников с коническими роликами  допускаются значительные осевые нагрузки одновременно с радиальными, что придает им большую практическую ценность, позволяя применять их в случае ударных нагрузок в осевом и радиальном направлениях (шаровые барабанные мельницы и т. п.).

При монтаже корпусов подшипников одного и того же вала затруднительно обеспечить необходимое совпадение осей обоих подшипников и вала. Кроме того, при больших расстояниях между опорами возможная несоосность (несовпадение осей) усугубляется еще и неизбежным прогибом вала. Для устранения вредных влияний перекосов и прогибов валов на работу подшипников применяют сферические самоустанавливающиеся подшипники, обоймы которых могут поворачиваться и компенсировать небольшие перекосы или изгибы вала.