Измерение биения цилиндрических вращающихся деталей

Измерение биения цилиндрических вращающихся деталей

Цилиндрическая деталь, вращающаяся вместе с валом, может иметь радиальное или торцевое биение, а в некоторых случаях одновременно и радиальное, и торцевое.

Радиальное биение детали появляется, если ее ось симметрии не совпадает с осью вращения, но при этом сохраняется параллельность между осью симметрии и осью вращения.

Примером такого несовпадения осей является эксцентричная посадка зубчатого колеса или полумуфты на вал в результате смещения центра детали при расточке отверстия или обработке наружной цилиндрической поверхности.

Торцевое биение детали наблюдается в тех случаях, когда ее ось симметрии не параллельна оси вращения, иначе говоря, когда торцевая плоскость детали не перпендикулярна оси вращения. Пример торцевого биения наблюдается, когда деталь с косо просверленным посадочным отверстием собрана с валом.

Торцевое биение особенно вредно при работе колес с шевронными или косыми зубьями.

Радиальное и торцевое биение появляются одновременно в деталях, которые и эксцентрично и косо посажены на вал, т. е. когда ось посадочного отверстия детали не совпадает с ее осью симметрии и не параллельна ей.

Наличие радиального и торцевого биений резко ухудшает работу машин и их узлов, вызывая вибрацию, неудовлетворительное зацепление зубьев колес, работающих в паре, преждевременный ИЗНОС подшипников и других узлов и деталей, развертку центрирования с электродвигателем. Поэтому при монтаже следует контролировать размер биения вращающихся цилиндрических деталей, не допуская отклонении сверх установленных норм.

Наиболее точно и просто проверяют биение валов и насаженных на них деталей в центрах токарного станка или в собственных подшипниках на рабочем месте установки механизма. Для определения размера биения пользуются индикатором или так называемым репером в комбинации со щупом; последним измеряют зазор между репером и деталью в процессе вращения последней.