Механизм башенного крана и его типы

Механизм башенного крана и его типы

Башенные краны грузоподъемностью до 75 тс применяют для монтажа сборных железобетонных и металлических конструкций главного корпуса электростанций, а также для монтажа тепломеханического оборудования электростанций полуоткрытой компоновки. Эти краны выполняют с механизмами для передвижения.

Современный башенный кран типа Б К-1000 грузоподъемностью 50 тс состоит из следующих основных узлов: портала, имеющего три опоры, башни, стрелы, противовесной консоли, кабины управления с расположенными в ней электролебедками и тележек с механизмами передвижения крана. Пути башенных кранов большой грузоподъемности обычно укладывают на сборных железобетонных или металлических балках. Стрела, поднимаясь и опускаясь, изменяет вылет крана от 12,5 до 45 м; грузоподъемность крана составляет 50 тс при вылете 12,5 м и 15 тс при вылете 45 м. Кран имеет подстрелок со вспомогательным крюком грузоподъемностью 5 тс.

Башенные краны должны иметь устройство (концевые выключатели) для автоматической остановки механизма подъема крюка, механизма подъема стрелы и механизма передвижения крана при подходе их к упору (в крайних положениях).

Кроме того, согласно Правилам Госгортехнадзора башенные краны должны быть оборудованы ограничителями грузового момента, автоматически отключающими механизмы подъема груза, изменения вылета стрелы и поворота крана в случае, если вес груза на крюке при данном вылете стрелы превысит 110% грузоподъемности, установленной для данного вылета.

Каждый башенный кран должен быть оборудован анемометром (прибором, измеряющим скорость ветра), автоматически включающим сирену при достижении скорости ветра, при которой должна быть прекращена работа крана.

Масса башенных кранов большой грузоподъемности достигает 300-400 т, и монтаж их занимает 2-2,5 мес. Способы и порядок монтажа кранов разрабатываются в проекте производства работ.

Все типы башенных кранов представляют собой в общем высокую решетчатую металлическую башню квадратного сечения, которая опирается на портал. Верхний конец башни имеет форму усеченной пирамиды, и на него опирается поворотная часть, как бы обнимая этот конец. К поворотной части крепится с одной стороны стрела, а с другой — консоль, на конце которой подвешивается контргруз. Он служит для уменьшения момента, возникающего в башне от поднимаемого груза. Верхняя плоскость портала загружается балластом для создания устойчивости крана.

Питание башенного крана электроэнергией осуществляется через гибкий кабель.