Основные признаки подшипников

Основные признаки подшипников

Обоймы, предназначенные для посадки на вал, называются внутренними, а обоймы для посадки в корпус подшипника — наружными. На рабочих поверхностях, обращенных друг к другу, обоймы имеют желобчатые дорожки, называемые беговыми, которые предназначены для перемещения тел качения (шариков или роликов).

Сепаратор представляет колею с гнездами для тел качения и предназначен для того, чтобы отделить друг от друга ролики (или шарики) и удерживать их на равных расстояниях один от другого.

Подшипники качения разделяют по следующим основным признакам: направлению действующей нагрузки; геометрической форме тел качения; конструктивным особенностям; по числу рядов тел качения.

По направлению действия нагрузки подшипники могут быть: радиальными, если действующая нагрузка направлена перпендикулярно оси вращения вала; упорными, если они предназначены только для восприятия осевых нагрузок, т. е. нагрузок, направленных вдоль оси вала. Кроме того, имеются комбинированные подшипники, предназначенные для работы при одновременно действующих радиальной и осевой нагрузках.

Необходимо отметить, что радиальные подшипники некоторых конструкций могут воспринимать также осевые нагрузки, если они незначительны.

По форме тел качения различают подшипники с шариками и подшипники с роликами, а по конструктивным особенностям они делятся на самоустанавливающиеся (сферические) и жесткие. Каждый из этих типов может быть как с одним рядом тел качения- однорядный, так и с двумя рядами — двухрядный.

Для того чтобы отличить подшипники по размерам, типам и конструктивным особенностям, их обозначают условными номерами, как это предусмотрено ГОСТ 3189-46.

Степень точности изготовления подшипника обозначают на торцах обойм буквами: Н — нормальная, П — повышенная, В — высокая.

Различают следующие зазоры между деталями подшипника.

Радиальный, представляющий сумму зазоров между телами качения и обоймами, измеренную по одному диаметру. Этот зазор иногда называют люфтом. Различают следующие люфты: начальный, называемый также свободным, посадочный и рабочий. Начальный люфт имеет новый подшипник, не бывший в работе; после посадки подшипника на вал и в корпус начальный люфт может измениться, и его называют посадочным; после пуска механизма и установившегося режима работы подшипник имеет рабочий люфт. Для большинства подшипников механизмов электростанций в эксплуатации допустимо увеличение рабочих люфтов в 2-3 раза по сравнению с начальными.