Выявление и устранение явного небаланса

Выявление и устранение явного небаланса

Устранение явного небаланса. Для этого ротор несколько раз перекатывают по призмам и оставляют в покое в различных положениях. Всякий раз когда ротор займет устойчивое положение, по отвесу находят его самую нижнюю точку, которую отмечают мелом. Из-за неизбежных погрешностей в выверке призм, неточностей обработки шеек и других дефектов устойчивые положения ротора могут несколько не совпадать; таким образом получают несколько меток, указывающих «тяжелые точки». Истинное положение «тяжелой точки» ротора укажет середина между крайними метками.

Если предоставленный самому себе ротор не повернется на призмах, то его легкими толчками несколько раз приводят во вращение в какую-либо сторону. Если при остановке ротора всегда внизу будет находиться одно и то же место, то оно и будет «тяжелым». Тяжелая часть или тяжелая точка обозначается знаком « + » (плюс), а противоположная- знаком «-» (минус).

Если ротор каждый раз будет останавливаться в различных положениях, это значит, что он находится в состоянии безразличного равновесия и явный небаланс отсутствует.

Перед каждым новым толчком ротор возвращают в одно и то же исходное положение. Для выполнения этого условия и на крыльчатке, и на призмах наносят метки.

После того как на торце крыльчатки отмечено положение небаланса, приступают к уравновешиванию ротора. Для этого повертывают ротор на призмах так, чтобы диаметр, на концах которого обозначены мелом знаки « + » и «-», расположился горизонтально; затем на стороне, помеченной знаком «-», подбором находят такой груз, который удерживает ротор от поворота в данном положении, т. е. уравновешивают его.

Затем выполняют контрольную проверку полученной уравновешенности, для чего окружность колеса делят на 6-8 частей и мелом на его торце проводят соответствующие радиусы Затем ротор, вращая в одном и том же направлении, последовательно устанавливают так, чтобы 1-й, затем 2-й и т. д. радиусы заняли горизонтальное положение; убедившись в неподвижности ротора, ему сообщают легкий толчок и еще раз убеждаются, что ротор находится в состоянии безразличного равновесия (останавливается в произвольном положении).

Если окажется, что ротор не имеет состояния безразличного равновесия, то подбором и укреплением груза по методу, изложенному выше, корректируют полученные результаты и добиваются равновесного положения ротора на призмах в любом положении.

В качестве временного уравновешивающего груза используют струбцинки, замазку, пластелин.

На крыльчатках одностороннего всасывания временные грузы прикрепляют на диск со стороны подшипников или на лопатку в месте стыка с диском. Для крыльчаток — двустороннего всасывания наиболее правильно укреплять грузы на среднем диске с обеих его сторон или на лопатках по обе стороны среднего диска в месте стыка лопаток с диском.