Измерение зазоров в подшипниках скольжения

Измерение зазоров в подшипниках скольжения

При сборке подшипников возникает необходимость проверять зазоры вала во вкладышах и посадку вкладышей в корпусах.

Зазоры вала во вкладышах измеряют: верхний — по оттискам свинцовой проволоки; боковой — щупом. Посадку вкладышей в корпусе проверяют по следам краски или по оттискам свинцовой проволоки. Для этого вскрывают подшипники проверяемого вала, снимают верхние вкладыши и проверяют наличие смазки на шейках, а затем вручную контролируют свободное вращение вала в нижних вкладышах: вал должен легко поворачиваться (не быть зажатым нижними вкладышами).

На смазанные шейки вала и на разъемы нижних вкладышей кладут куски свинцовой проволоки. Верхние вкладыши смазывают жидким маслом на участках, которые будут соприкасаться с проволокой, а затем осторожно, чтобы не сдвинуть куски проволоки, устанавливают верхние вкладыши на нижние. Если верхний и нижний вкладыши имеют стяжные болты, то ими натуго стягивают каждую пару вкладышей, чтобы хорошо обжать все свинцовые проволоки. После обжатия болты отпускают, снимают верхние вкладыши с нижних, а затем и свинцовые оттиски с шеек и с разъемов вкладышей. Измеряют микрометром оттиски на шейках и на обоих разъемах каждой пары вкладышей и вычисляют полусумму оттисков на разъемах каждой пары вкладышей.

Верхний зазор вала во вкладышах определяется как разность между толщиной оттисков на шейке и полусуммой оттисков на обоих разъемах.

Чтобы облегчить снятие с вала свинцовых проволок после их обжатия (исключить прилипание), вал и вкладыши смазывают жидким маслом.

Наличие оттисков на обоих разъемах каждой пары вкладышей компенсирует возможный сдвиг верхнего вкладыша, когда толщина оттисков на разъемах справа и слева будет разная и учитываться будет полусумма этих оттисков.

Если верхний и нижний вкладыши не имеют стяжных болтов, то после установки верхнего вкладыша на нижний на верхний вкладыш устанавливают крышку корпуса подшипника и натуго обжимают болтами. Потом ослабляют болты, свинчивают гайки и снимают крышку, а затем и верхний вкладыш. Обжатые свинцовые оттиски измеряют микрометром и верхний зазор вала во вкладышах получают как разность между толщиной оттисков и полусуммой толщины оттисков на обоих разъемах вкладышей.

Посадку вкладышей в корпус подшипника проверяют по краске на полностью собранной машине или на каждом отдельном подшипнике. Участки, по которым происходит контакт вкладышей с основанием и крышкой корпуса, тщательно протирают, а затем эти поверхности (только на вкладышах) покрывают яркой краской или натирают мелом. Закрашенные вкладыши кладут в основание корпуса, накрывают крышкой, слегка затягивают болты для прижатия крышки и пробуют повернуть или покачать слегка зажатые вкладыши. Если повернуть или покачать вкладыши нельзя (по конструктивным особенностям подшипника), то крышку затягивают натуго, а затем открепляют и снимают ее и вкладыши и осматривают отпечатки касания вкладышей на основании и крышке корпуса. По отпечаткам судят о посадке вкладышей в корпусе.