Выверка горизонтальности положения вала отвесом и расположения плоскости

Выверка горизонтальности положения вала отвесом и расположения плоскости

Этот способ дает достаточно точные результаты и применяется в тех случаях, когда конструкция механизма не позволяет разместить на валу валовый уровень; вместе с тем из кожуха механизма выступает

только один конец вала, и это лишает возможности применить для выверки гидравлический уровень. В таких случаях выверить горизонтальность вала, скрытого в механизме, можно по отвесу в следующем порядке:

на проверяемый вал устанавливают хомут с рычагом-стрелкой;

вблизи стрелки хомута вешают отвес;

измеряют расстояние от наконечника стрелки до шнура отвеса и поворачивают вал с хомутом на пол-оборота, чтобы стрелка заняла нижнее положение; если при этом расстояние  будет равно расстоянию, то вал расположен горизонтально.

Вместо измерения расстояний можно повесить отвес так, чтобы стрелка в верхнем своем положении касалась шнура отвеса; если при повороте вала на пол-оборота стрелка хомута опять только коснется шнура отвеса, то это означает, что вал расположен горизонтально.

Выверка горизонтальности расположения плоскости

Для этого на плоскость одним ребром устанавливают слесарный угольник и добиваются того, чтобы другое ребро совпадало со шнуром отвеса. Затем угольник поворачивают, не отрывая от проверяемой плоскости, на угол 90° и также добиваются совпадения ребра со шнуром отвеса. Когда ребро угольника будет совпадать с отвесом, а другое с выверяемой плоскостью и это совпадение не нарушится при передвижке угольника по плоскости на угол 90°, выверяемая плоскость будет расположена горизонтально.

Точность контроля и выверки отвесом составляет 0,5-1 мм.

Выверка расположения двух взаимно перпендикулярных валов

Показан способ такой выверки с использованием струны и хомута со стрелкой.

Сначала выверяют положение одного вала, а затем строго параллельно ему туго натягивают струну (без провеса) и выверяют ее относительно вала по штихмасу. На второй вал надевают хомут со стрелкой и, перемещая его, добиваются, чтобы стрелка касалась струны и чтобы это касание наблюдалось и после поворачивания вала в подшипниках на угол.