Эксплуатация подшипников

Эксплуатация подшипников

С повышением температуры вязкость смазки уменьшается, что имеет большое практическое значение, так как при работе подшипника температура смазки, а следовательно, и вязкость могут резко изменяться.

При уменьшении вязкости уменьшается поддерживающая способность слоя смазки и появляется опасность перехода жидкостного трения в полужидкостное. В этом случае начнется задевание отдельных шероховатостей поверхности вала за шероховатости поверхности вкладыша подшипника. В результате этого возрастет сила трения, что вызовет повышение температуры слоя смазки из-за увеличенного выделения тепла, в конечном счете вязкость смазки снизится до недопустимой величины.

Ввиду того что чрезмерное повышение температуры подшипника весьма неблагоприятно отражается на его работе, в практике введено искусственное охлаждение подшипников. Это достигается усилением циркуляции охлажденного масла при подаче его в подшипник или охлаждением вкладышей подшипника водой, иногда оба вида охлаждения подшипников применяют одновременно.

Смачивающая способность (липкость)- это способность жидкости прочно сцепляться с металлической поверхностью и одновременно проникать в мельчайшие щели (поры). Жидкости, не смачивающие поверхность вала и подшипника, не будут прилипать к поверхностям и не обеспечат жидкостного трения.

Слой масла, прочно удерживающийся на поверхностях шейки вала и вкладыша подшипника, имеет ничтожную толщину, поэтому для получения достаточного слоя смазки необходимо, чтобы масло обладало хорошей вязкостью.

Липкость обеспечивает настолько прочное сцепление смазки с металлической поверхностью, что слой смазки, непосредственно прилегающий к поверхности вала, скользит по соседнему слою масла как одно целое с движущейся поверхностью шейки вала.

Если при работе подшипника неожиданно прекратится подача смазки, то и в этом случае смачивающая способность масла на короткий промежуток времени предупреждает сухое трение.

Теоретически и на практике доказано, что при некоторых условиях шейка вала при вращении в подшипнике может не соприкасаться с его поверхностью, а опираться на слой смазки. При этом вращающаяся во вкладыше подшипника шейка вала захватывает налипающую на его поверхность смазку, увлекает ее и поджимает под себя с такой силой, что сам вал всплывает на слое смазки.

Для достижения жидкостного трения необходимо обеспечить клиновидный зазор между валом и подшипником, чтобы возможно было захватывание смазки под вал при его вращении. При этом происходит смещение вала в подшипнике вследствие некоторого давления на шейку вала слоя смазки в клиновидном зазоре с набегающей стороны.

Смазка должна быть обильной, а вводить ее надо с ненагруженной стороны, т. е. со стороны, противоположной области соприкосновения шейки вала с вкладышем подшипника.