Ускоренная сборка полумуфт

Ускоренная сборка полумуфт

Перед посадкой зубчатой полумуфты надо не забыть надеть на вал торцевую крышку, которую после посадки полумуфты надеть на вал нельзя. В пазы торцевой крышки заправляют сальниковую набивку, а на торец крышки — бумажную прокладку.

С целью ускорения сборки полумуфту рекомендуется насаживать на вал после предварительного нагрева до температур 90-100°С в кипящей воде, причем в воде полумуфту подвешивают на проволоке или укладывают на деревянных подкладках с тем, чтобы она не касалась нагреваемого дна сосуда.

Нагрев до температуры 90-100°С приводит к увеличению внутреннего диаметра полумуфты на 0,08-0,95 мм на каждые 100 мм диаметра, вследствие чего полумуфту без усилий надевают на вал, а при остывании будет обеспечено ее прочное соединение с валом.

Допускается также нагревать полумуфты паяльными лампами и кислородно-ацетиленовым пламенем газовых горелок, но с большой осторожностью и очень медленно. Нагрев начинают с наружной поверхности диска полумуфты с постепенным переходом к ступице. Во всех случаях тщательно следят за равномерным и медленным нагревом полумуфты, иначе она может изменить свою форму и покоробиться, что затруднит сборку и может нарушить правильную работу механизма в эксплуатации.

Нагретую полумуфту насаживают на вал свободно или при легких ударах кувалды через прокладку в торец полумуфты с достаточной быстротой, чтобы не успел прогреться и увеличиться в диаметре вал, так как это затруднит посадку. Посадить полумуфту на вал можно и без нагрева — с применением гидравлического домкрата и специального приспособления; однако нагрев облегчает и ускоряет выполнение этой работы, улучшая качество посадки и надежность соединения.

После этого проверяют правильность сборки измерением торцевого и радиального биений полумуфты при вращении вместе с валом, используя для этого два индикатора часового типа, укрепленных на специальных штативах, или два рейсмуса и щуп. Вал электродвигателя медленно поворачивают и по отклонению стрелки индикаторов устанавливают биение. Места с наибольшим торцевым биением отмечают риской или керном. Биение допускается в пределах 0,1-0,2 мм в зависимости от числа оборотов вала и диаметра полумуфты.