Выявление и устранение динамического небаланса

Выявление и устранение динамического небаланса

Чтобы сбалансировать неуравновешенность ротора, нужно на том же расстоянии (800 мм) от оси, но в диаметрально противоположном направлении наплавить 0,25 кг металла; после этого ротор окажется сбалансированным и никакой возмущающей силы при его вращении создаваться не будет.

Размер и расположение небаланса на крыльчатке находят при выполнении операций, называемых статической балансировкой. Такое название дано потому, что для выявления и устранения небаланса не требуется вращения ротора; уравновешивания достигают, когда ротор находится в состоянии покоя.

Динамическая неуравновешенность. Этот вид неуравновешенности наблюдается тогда, когда неуравновешенные массы ротора создают две одинаковые возмущающие силы, но противоположно направленные и расположенные на разных торцах крыльчатки. При этом может оказаться, что общий центр тяжести ротора расположен на оси вращения, т. е. статически ротор уравновешен.

При динамическом небалансе на вращающийся ротор будет действовать пара возмущающих сил, изгибающая вал и стремящаяся вырвать его из подшипников. Направление пары сил будет непрерывно изменяться при вращении ротора, вследствие чего на подшипники механизма будет действовать сила переменного направления и механизм будет вибрировать.

Пример динамической неуравновешенности можно видеть на роторе, у которого по обоим торцам в одной и той же осевой плоскости, но в диаметрально противоположных точках на равных расстояниях от оси находятся одинаковые неуравновешенные массы. Такую неуравновешенность можно выявить только при вращении ротора, так как общий центр тяжести ротора расположен на оси и только при вращении обе неуравновешенные массы составят пару возмущающих сил переменного направления.

Следовательно, статически отбалансированный ротор в некоторых случаях может иметь динамическую неуравновешенность. Операция по выявлению и устранению динамического небаланса называется динамической   балансировкой.

Широкие крыльчатки или рабочие колеса могут иметь динамический небаланс, а узкие динамического небаланса практически не имеют. Таким образом, ротор с широким колесом или с несколькими узкими колесами необходимо подвергать статической и динамической балансировкам, а при наличии только одного узкого колеса на роторе практически достаточно только одной статической балансировки.

Надо отметить, что если по ширине вращающихся масс ротор может иметь динамический небаланс то предварительно его необходимо отбалансировать статически.

Если не выполнить это условие, то балансировать ротор динамически будет трудно, а в некоторых случаях даже опасно.