Монтаж качения подшипников

Монтаж качения подшипников

При полужидкостном трении во время пуска и в период остановки механизма шероховатости- грубо обработанной шейки вала вырабатывают кольцевые канавки в нагруженной части вкладыша, а при осевых перемещениях шероховатости «бороздят» вкладыш также и в продольном направлении. Следовательно, вкладыш никогда не сможет приработаться по грубо проточенной шейке.

Чем лучше будет обработана шейка вала, тем скорее приработается по ней вкладыш и подшипник будет работать с жидкостным трением при высокой степени надежности. В тех случаях, когда шейка вала не имеет строго цилиндрической формы, сплошной масляный слой на всей длине подшипника сохранить невозможно, так как дефектные по форме участки вала создают местное сухое трение.

В подшипниках качения вал не является трущейся деталью, однако чистота и точность обработки посадочных участков и в этом случае имеют важное значение. При монтаже подшипников качения нужно иметь в виду следующее.

1. Посадку подшипников качения на вал всегда выполняют с натягом, т. е. диаметр отверстия внутренней обоймы, как правило, меньше диаметра посадочной шейки вала.

2. Посадочный участок внутренней обоймы подшипника обработан гладко и ровно — по седьмому и восьмому классу частоты, причем твердость стали обоймы в 2-3 раза больше, чем твердость посадочной шейки вала, так как все детали подшипника качения закалены.

3. При посадках с натягом без нагрева происходит срезание (сглаживание) неровностей вала, а также и некоторое растяжение обоймы.

4. При посадке с натягом и предварительным нагревом происходит смятие неровностей и шероховатостей вала при остывании обоймы подшипника, а кроме того, и некоторое ее растяжение.

Если вал обработан грубо (с большими неровностями), то эти неровности при посадке подшипника с нагревом или без нагрева срезаются и сглаживаются или сминаются и в обоих случаях посадка с течением времени ослабевает. Ослабление посадки произойдет также после снятия и повторного надевания подшипника на такой вал. В результате может произойти проворачивание обоймы на валу и повреждение его посадочного участка.

Поэтому чистая и точная обработка посадочных участков вала является необходимым условием правильной сборки подшипника с залом, так что посадочный участок последнего необходимо обрабатывать с такой же чистотой, как обработано и посадочное место внутренней обоймы, т. е. по 7-му или 8-му классу точности.