Методы проверки «на карандаш» и «на масло»

Методы проверки «на карандаш» и «на масло»

Плотность прилегания уплотнительных поверхностей арматуры проверяют «на карандаш» или «на масло».

Проверка «на карандаш» заключается в следующем. Уплотнительные поверхности, подлежащие контролю, чисто протирают. Затем на одной из них, наиболее удобной для осмотра, наносят мягким графитовым карандашом частые радиальные штрихи. После этого устанавливают уплотнительную поверхность корпуса в горизонтальное положение, опускают на нее тарелку с парной уплотнительной поверхностью и, слегка прижимая, равномерно поворачивают в разные стороны на угол 3-5°. Эту операцию повторяют несколько раз, не допуская срывов и дрожания поверхностей. Затем снимают наложенную тарелку и тщательно просматривают карандашные штрихи на уплотнительной поверхности; для уплотнительной пары (седла и тарелки) арматуры высокого и сверхкритического давлений необходимо, чтобы все штрихи стерлись по всей окружности шириной не менее 90% ширины кольца; для арматуры, испытывающей меньшие давления, ширина такой площади должна составлять не менее 75% ширины кольца.

Метод проверки «на масло» аналогичен рассмотренному. Только вместо нанесения штрихов одну какую-либо уплотнительную поверхность слегка протирают лоскутом с чистым минеральным маслом любой марки. Поворачивают в этом случае поверхности относительно друг друга 10-12 раз. После снятия тарелки обе уплотнительные поверхности чисто вытирают и проверяют на блеск; если не будет видно никаких блестящих пятен, полосок или мельчайших штрихов — нитей или паутинок, можно считать, что данная пара прилегает друг к другу достаточно плотно.

Показателем плотности может служить и прилипание друг к другу смазанных чистым маслом уплотнительных поверхностей, если их наложить одну на другую и слегка прижать; для отрыва поверхностей требуется некоторое усилие.

Кроме уплотнительных поверхностей запорного органа, проверяют плотность прилегания кольца или заточки шпинделя к парному элементу в крышке, т. е. плотность разгрузочного устройства сальника.

После технического осмотра арматуру собирают и подвергают гидравлическому испытанию.