Посадки и их условные обозначения

Посадки и их условные обозначения

В механизмах имеются детали, охватывающие одна другую полумуфта или зубчатое колесо, насаженные на вал. Соединение полумуфты или колеса с валом предназначено для передачи крутящего момента, а в некоторых случаях осевого усилия. Соединение (сборку) вала с отверстием называют посадкой.

Государственными стандартами предусмотрено 12 различных посадок (различных соединений отверстий с валами), образующих следующие три группы:

Посадки с натягом предназначены для неразборных неподвижных соединений без дополнительных креплений болтами, штифтами, шпонками. В механизмах, обслуживающих парогенераторы электростанций, такие соединения почти не применяют.

Посадки с зазором являются подвижными. В этой группе посадок в соединении предусмотрен зазор. Применяют подвижные посадки для подшипников скольжения и качения и др.

Переходные посадки используют в основном для центрирования сопрягаемых деталей. Неподвижность соединения при этих посадках достигается креплением шпонками, винтами, болтами, штифтами и т. п. Примеры применения переходных посадок: соединительные муфты, внутренние кольца подшипников качения на валах, зубчатые колеса на валах при спокойной работе и т. п.

В переходных посадках может быть или зазор, или натяг в зависимости от допусков, полученных при обработке соединяемых деталей: если отверстие фактически обработано с наименьшим предельным размером, а вал — с наибольшим предельным размером, то в соединений получится натяг. Если же диаметр отверстия обработан по наибольшему предельному размеру, а вала — по наименьшему, то в соединении получится зазор.

В зависимости от допусков зазора и натяга каждая посадка может быть разной точности. Государственным стандартом предусмотрено 10 классов точности; высший класс 1, самый низший.

1-й класс точности имеет самые малые допуски и применяется в точном приборостроении. По 2-му классу точности изготовляют большинство машин и механизмов. В тяжелом машиностроении большое количество деталей обрабатывают по 3, 4 и 5-му классам точности. По 7-му и 8-му классам точности обрабатывают несопрягаемые детали, а 9, 10 и 11-й классы соответствуют обработке при изготовлении деталей ковкой, штамповкой, прокаткой.

Планомерно построенные системы допусков подразделяются на систему отверстия и систему вала.