Статическая балансировка

Статическая балансировка

Чтобы обнаружить и устранить статический небаланс, используют стремление ротора самоустанавливаться в устойчивое положение, когда центр тяжести его располагается в низшем положении. Следовательно, если уложить ротор шейками на параллельные или шариковые опоры, то он повернется так, что тяжелая часть окажется внизу. При этом чем меньше будут силы трения, препятствующие повороту ротора в приспособлении (на параллелях или в опорах), тем меньший небаланс можно будет определить по этому способу.

Иными словами, чувствительность балансировочного приспособления определяется силами трения при качении шеек ротора в этом приспособлении.

Неуравновешенность, вследствие которой ротор сам поворачивается на параллелях, носит название явной неуравновешенности или явного небаланса.

Неустранимые силы трения препятствуют качению или повороту ротора на балансировочном станке и затрудняют полное определение небаланса. Остающийся небаланс, скрытый силами трения ротора на станке, носит название скрытого или остаточного; он выявляется и устраняется по специальному способу, изложенному ниже.

Таким образом, ротор может находиться на балансировочном приспособлении в состоянии покоя при любом положении и в то же время иметь скрытый небаланс. Этот небаланс при вращении ротора вызовет появление возмущающей центробежной силы.

Для статической балансировки применяют приспособления (станки) с призмами или шарикоподшипниками. Приспособление с шарикоподшипниками изготовить легче и операции балансировки на них выполнять проще, но точность балансировки на приспособлении с призмами выше.

Как общее требование отметим, что балансировку нужно выполнять тем тщательнее и точнее, чем больше число оборотов ротора и диаметр вращающейся детали.

В дальнейшем рассматривается балансировка крыльчатки рабочего колеса дымососа; однако все изложенное справедливо и для ротора любого другого механизма.

Статическая балансировка на призмах. Призмы балансировочного станка изготовляют из твердой стали и закаливают; хорошие результаты получаются при изготовлении призм из рельсов. Рабочую поверхность каждой призмы пришабривают по контрольной плите с тем, чтобы она соответствовала 9-му классу чистоты. Проверять чистоту призм можно по ребру контрольной линейки на просвет или по следам краски. Профиль призм. Длина каждой призмы составляет 1,2-1,5 м.

Ширина рабочей поверхности призмы для легких (до 500 кг) роторов 5-7 мм, для средних (600-1500 кг) 10-12 мм и для тяжелых (2000-2500 кг) 15-20 мм.