История лифтов

К одному из уникальных изобретений, которым человек пользуется ежедневно, относится лифт. Это устройство настолько стало привычным, что мало кто задумывается о его важности как о изобретении. Современный город без лифтов был бы неузнаваемым.

Самым древним прообразом лифта считается подъемник. Первое устройство подобного типа было найдено в одном из домов города Геркуланум в Древнем Риме.

При раскопках найдены элементы подъемного устройства для поднятия блюд из кухни в столовую. Находка датируется годом извержения Везувия – 79 год н.э.

Есть упоминания в письменных документах о существовании прообразов лифтов более раннего периода. В трактате «Десять книг об архитектуре» впервые лифт описывается римским архитектором Витрувием, где указывается на факт, что конструкция лифта была разработана по его заказу Архимедом из Сиракуз. Рукопись историки датируют 236-ым годом н.э.

Также известно, что в Риме во дворце императора Нерона тоже был подъемник. Причем, он использовался не только для подъема грузов, но и людей, и приводился в действие силой человека.

Свидетельства очевидцев гладиаторских состязаний указывают на то, что лифты имели место применения в римском Колизее для поднятия на арену гладиаторов и животных. Установлено, что в Колизее насчитывалось 12 лифтов, приводимых в действие рабами с помощью системы блоков.

Во дворце Людовика XV в Версале построен пассажирский лифт. Было это в 1743 году. С помощью лифта король посещал любовницу, которая располагалась этажом выше.

В 1795 году в Зимнем дворце Петербурга работал прообраз лифта «самоподъемное кресло». Его создателем был выдающийся русский изобретатель И. Кулибин. Этот лифт был первым в Российской империи.

В 1800 году применена паровая машина. Это был первый привод для лифта. Местом применения была одна из каменноугольных шахт в Америке. Этот период начал эру коммерческой эксплуатации лифтов. А в 1835-ом году паровые лифты для подъема грузов начали использовать на предприятиях Англии.

Недостатки паровых лифтов – необходимость всегда поддерживать паровую машину в рабочем состоянии.

В 1885-ом году частично проблему решил Вильям Томпсон из Америки. Он разработал гидравлический лифт. У конструкции также были недостатки, связанные с постоянной необходимостью наличия источника давления жидкости. Преимущество в удаленном размещении источника от установки лифта.

В 1851-ом году инженером Вильямом Армстронгом создан гидравлический аккумулятор для обеспечения постоянного давления и его увеличения, с помощью поступающей в цилиндр воды.

В 1849-ом году в Англии и Европе появился лифт прямого действия с плунжерным гидроцилиндром. В 60-е годы 19-го столетия крупные гостиницы Англии начали использовать пассажирские лифты гидравлического типа.

В 1852-ом году инженер из Америки Элайн Грейвс Отис сделал с помощью своего изобретения лифт безопасным. Свой подъемник Отис назвал «безопасным лифтом». Была основана фирма по производству лифтов «Otis Elevator».

В 1859-ом году фирмой «Otis Elevator» была сконструирована винтовая лестница, установленная в отеле «Пятая авеню». Система оказалась дорогой, неудобной и медленной. Было сконструировано два таких лифта, которые проработали до 1875-го года.

В 1878-ом году на выставке в Париже Л. Эдду представил лифт прямого действия с плунжерным цилиндром. Высота его подъема составляла 128.5м. Лифт этой конструкции, в подтверждение качества был установлен на Эйфелевой башне.

В 1880-ом году построен первый электрический лифт. Его автор – инженер Вернер фон Сименс, а место установки – город Мангейм. Высота подъема механизма 22 метра. Лифт такого типа был смонтирован в 1889-ом году в одном из Нью-Йоркских небоскребов. С этих первых лифтов началось их распространение по всему миру.