Опытные работы Союздорнии

Научные исследования в этой области должны быть расширены, так как большинство докладчиков считает, что применение предварительно напряженного бетона в строительстве дорог и аэродромов имеет большую будущность. Обобщенные данные по проектированию и строительству земляного полотна и оснований под бетонные покрытия были приведены в докладах проф. Р. Ариано (Италия) и д-ра инж. Р. Дитриха (ФРГ). В связи с увеличением тяжелого скоростного автобусного и грузового движения на автомагистралях была выявлена необходимость существенного увеличения несущей способности грунтов земляного полотна, а также необходимость устройства в ряде случаев оснований из морозостойких грунтов. Деформации земляного полотна под бетонными покрытиями под влиянием замораживания и оттаивания грунтов приводят к преждевременному разрушению покрытия, а также к появлению неровностей между отдельными плитами. Оба докладчика указывают на возможность существенного укрепления грунтов путем применения более эффективного искусственного уплотнения. В докладе проф. Дитриха приводятся требования к уплотнению грунтов. Требования к плотности грунта верхней части земляного полотна на глубину 20-50 см должны быть повышены.

В насыпях уплотнение должно достигать не менее 95% по Проктору, а в верхнем слое на толщину 20-50 см — до 98 и даже до 100%. В выемках и на ровных участках (нулевые места) грунт на глубину 50 см необходимо уплотнять до 100% по Проктору. В случае необходимости, когда грунт имеет малую несущую способность, его следует укреплять минеральными или органическими ВЯЖУЩИМИ.