Как применять «правило трёх предметов» в оформлении интерьера

Вопреки распространенному мнению, что дизайнеры и декораторы люди сугубо творческие и руководствуются лишь вдохновением, скажем что это не так. Помимо технических норм и законов эргономики, существует ряд негласных эстетических правил, которым профессионалы своего дела следуют и получают отменный результат. Сегодня мы поделимся с вами одним из таких секретов.

Невероятно простой, но действенный способ создавать впечатляющие композиции именуется как «правило трех». Его суть проста: нечетное количество вещей воспринимается нашим мозгом более интересно, привлекательно и естественно. Четное количество выглядит как нечто упорядоченное и постановочное и не бросает вызов нашему разуму.

Причем, если обратите внимание, этот принцип распространен повсеместно – от архитектуры и искусства, до религии и фен-шуй. Но давайте вернемся к дизайну, чтобы посмотреть, как и где мы может применить это правило на практике в вашем интерьере:

Декорирование поверхностей

Полки стеллажа, журнальный столик, каминная полка, консоль, комод – любая поверхность в вашей комнате может быть декоративно оформлена «правилом трех». Известный дизайнер и стилист Эмили Хендерсон в своей книге дает хороший структурный совет по этому поводу:

Какая бы ни была поверхность, на ней должны присутствовать 3 предмета:

  • Нечто вертикальное;
  • Нечто горизонтальное;
  • Нечто связующее, что объединит две предыдущие вещи;

Важное примечание от автора: чтобы получилась сбалансированная и гармоничная композиция необходимо выбирать не просто три произвольных предмета, следует позаботиться, чтобы все они отличались по цвету, размеру и форме. Таким образом мы избежим монотонности и успешно сыграем на контрасте.

Цветовая схема

Как мы уже упоминали, «правило трех» абсолютно универсально, поэтому его можно отлично применить в вопросе колористики и подбора красок для комнаты. Существует проверенное соотношение:

60% — базовый тон, являющийся основной всей цветовой композиции, своего рода холст для будущей картины. Этому оттенку должны соответствовать стены, напольное покрытие, крупногабаритная мебель и, возможно, большой ковер.

30% — дополняющий тон. Этот оттенок отвечает за акцентную стену, небольшие ковры, текстиль, мебельную обивку и подобные вещи.

10% — акцентный тон. Яркий цвет, которым следует выделять небольшие предметы, картины, светильники, чтобы разнообразить пространство, добавить динамики и визуального интереса.

Подобное соотношение считается наиболее безошибочным и безопасным, особенно если вы не профессионал. Опытные дизайнеры и декораторы в своих проектах могут отступать от предложенных пропорций, но делают это осознанно в угоду какому-то интересному решению.

Фактуры

Вы когда-нибудь вглядывались в полностью белую комнату? Если да, то вероятнее всего замечали, что помещение на самом деле белое совершенно по-разному. Как такое возможно? Благодаря магии фактур. При близком рассмотрении именно в них чувствуется разница и возникает зрительные интерес. Взгляд цепляется за неровности и шероховатости, заставляя мозг включаться и анализировать.

Наверное, вы уже догадались к чему мы ведем, ведь «правило трех» действует и на фактуры. Поэтому если вам нравятся монохромные решения, обязательно воспользуйтесь тремя разными по своей текстуре материалами и удивитесь, насколько объемным и динамичным станет интерьер.

Освещение

«Правило трех» не обходит стороной и такое базовое понятие дизайна как освещение. Но речь не в том, чтобы всегда выбирать нечетное кол-во светильников, главное, чтобы в помещении было как минимум три сценария освещения. Ведь многие считают, что хватит и одного верхнего источника света, особенно если комната небольшая. Это в корне неверно.

Подавляющее количество комнат в доме должны обладать тремя типами освещения:

  • Основное, известное также как рассеянный свет. Благодаря этому оно равномерно заполняет пространство.
  • Направленное или рабочее, применяемое для подсветки определенных зон. Подвесные светильники над обеденным столом, встроенные софиты над рабочей поверхностью, лампы рядом с домашним офисом, торшер возле кресла для чтения.
  • Акцентное, благодаря которому пространство становится выразительным и живым

Многоуровневое освещение применяют для создания комфортной естественной атмосферы, чтобы человек даже не задумывался о недостаточной освещенности в комнате, а мог сосредоточиться на других задачах.

Если говорить о конкретных числах светильников, то зачастую нечетное количество в группе окажется более интересным и выигрышным, но все зависит от ситуации. К примеру, у вас небольшая барная стойка, и, если вы разместите над ней три больших подвеса, это будет выглядеть непропорционально и неуместно. Но вот если симметрично разместить над ней 2 светильника, они уравновесят барную стойку в пространстве, не потеряв при этом в функциональной составляющей по освещению рабочей поверхности.

Ткани

Правильно сочетать ткани не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если выбрать одну для штор, подушек и т.д. такая комната быстро станет скучной. Задействуем «правило трех» и выбираем три разные ткани, но так, чтобы они были одинаковыми по цвету, рисунку или фактуре.

Теперь, когда мы убедили вас в эффективности «правила трех», самое время сказать, что не следует применять его в 100% случаях по любому поводу. Не стоит срочно переделывать весь дом и оставлять по три вещи в каждой категории. Ведь в четном количестве и симметрии нет ничего плохого. Просто многие делают симметричным все что можно и это невероятно скучно.

Еще один важный момент, при котором «правило трех» может не работать – это масштаб помещения. Мы уже упоминали пример с кухонной барной стойкой, так же может случиться и с небольшим журнальным столиком, где композиция из трех предметов будет выглядеть топорно и слишком «тяжело». Если можно применить «правило трех» не в ущерб визуальной составляющей – это здорово, но всегда действуйте по обстоятельствам!