Центрирование вала механизма и электродвигателя
Центрированием называется заключительная операция монтажа механизмов, которая состоит в выверке электродвигателя относительно механизма так, чтобы геометрическая ось вала электродвигателя расположилась на точном продолжении оси вала механизма.
Если механизм имеет два вала и более (например, редуктор), центрирование ведут по тому валу, который соединяется с электродвигателем муфтой.
В начале главы отмечалось, что оси соединяемых валов механизма и электродвигателя могут отклоняться от одной прямой и располагаться со смещением или перекосом.
Когда вал электродвигателя точно сцентрирован с валом механизма, нормальная работа агрегата (механизм — электродвигатель) ничем не нарушается. Чем меньше точность центрирования, тем больше вал электродвигателя отклоняется от продолжения вала механизма и при вращении валов возникают вредные дополнительные усилия, которые нарушают нормальную работу агрегата: при вращении валы стремятся выровнять свою ось по одной прямой, вследствие чего на подшипники передаются дополнительные нагрузки, вызывающие вибрации; эти вибрации могут передаваться с одного вала на другой и нарушать нормальную работу агрегата.
Перед началом центрирования двигателя или редуктора по валу механизма проводят следующие подготовительные работы:
проверяют плотность прилегания опорных частей (лап) механизма, являющегося приводимым, к фундаментной (опорной) раме при незатянутых болтах;
контролируют затяжку болтов крепления фундаментной рамы, стульев, подшипников и лап;
контролируют на механизме горизонтальность вала, который будет соединен муфтой с двигателем или редуктором;
проверяют верхние зазоры валов в подшипниках механизма и двигателя (редуктора);
убеждаются в правильной посадке полумуфт на валах механизма и двигателя (редуктора);
проверяют чистоту обработки опорных частей (лап) механизма, являющегося приводом, т. е. двигателя или редуктора.
Операции при центрировании проводят в следующем порядке:
Предварительно выверяют ось вала двигателя по высоте в уровень с осью вала приводимого механизма;
выверяют ось вала двигателя с осью вала приводимого механизма по одной прямой в горизонтальной плоскости;
устанавливают центрирующие скобы на полумуфты;
устанавливают скобы-лапки с отжимными болтами на фундаментной раме привода;
проверяют положение вала привода относительно вала приводимого механизма посредством записи зазоров на диаграмме центрирования;
перемещают привод с постановкой подкладок (при необходимости) для выверки его вала по валу приводимого механизма;
проводят контрольную проверку центрирования валов, составляя новую диаграмму.