Смазочные, промывочные и охлаждающие вещества

Смазочные, промывочные и охлаждающие вещества

Смазка применяется для уменьшения силы трения, которая возникает, когда одни детали машин перемещаются по другим (суппорт по параллелям, вал в подшипнике и т. д.).

При таком перемещении неровности одной поверхности задевают за неровности другой и требуется некоторое усилие, чтобы осуществить движение. Если между поверхностями находится слой смазки, то движение одной из них по другой будет происходить без задевания неровностей, так как слой смазки будет препятствовать задеванию и фактически движение поверхности будет происходить по слою смазки. Именно поэтому смазка предохраняет трущиеся поверхности от износа и резко уменьшает силу трения. Смазка, нанесенная на чистую поверхность металла, является защитным покрытием от коррозии.

Смазочные вещества по их происхождению делятся на минеральные, растительные и животные.

Минеральные масла получают главным образом из нефти и каменного угля.

Растительные масла — льняное, хлопковое, касторовое и др.- получают в процессе отжимки под прессом семян соответствующих растений.

Животные жиры получают при обработке туш китов, тюленей и др.

Наиболее важные свойства смазки — вязкость и липкость; смазка не должна содержать воды или кислот, а также механических примесей твердых частиц.

Наибольшее распространение получили два вида смазочных материалов- жидкие минеральные масла и густые консистентные смазки (мази).

Минеральные масла получают из остатков перегонки нефти (мазута); они более стойки к воздействию кислорода воздуха и температуры по сравнению с растительными и животными маслами.

Консистентные смазки — густые пастообразные вещества, представляют собой смеси минеральных масел (80-90%) с кальциевыми или натриевыми мылами или другими загустителями (парафином, церезином), придающими маслу пластичность. Консистентные смазки применяют для смазывания трущихся деталей, к которым невозможно непрерывно подавать смазочные масла и на которых по конструктивным условиям масло не может держаться или под действием большой нагрузки выдавливается.

Промывочные жидкости применяют для очистки деталей от консервационных покрытий, смазки, ржавчины и грязи. Эти жидкости должны растворять жировые смазки, краску, чтобы быстро их смыть с поверхности. Наиболее распространенной промывочной жидкостью является керосин, а для ответственных и весьма точно обработанных деталей — бензин и уайт-спирит. Последние жидкости используют для подшипников качения.

Наиболее рационально промывку керосином осуществлять в ваннах, когда детали можно выдерживать в промывочной жидкости; а последняя в ванне отстаивается и осадок (грязь) отводится через спускной кран.