Проверка цилиндричности и прямолинейности вала

Проверка цилиндричности и прямолинейности вала

Наиболее точно и просто цилиндричность и прямолинейность вал; проверяют в центрах токарного станка по индикатору.

Для этого индикатор закрепляют на суппорте и подводят к проверяемому участку вала; обычно выбирают участок, где кривизна проявляется наиболее сильно (на середине вала или вблизи нее). При вращении вала следят за отклонениями стрелки индикатора: если за один оборот стрелка отклонится в одну сторону, а затем снова возвратится в исходное положение, то это указывает на эксцентричность поверхности вала по отношению к его оси, т. е. на изгиб или неправильную обработку.

Если в процессе вращения вала на один оборот стрелка индикатора сделает два отклонения в одну сторону с возвратом оба раза в исходное положение, то это укажет на овальность проверяемой поверхности.

Если вал прямолинеен и проверяемая поверхность правильно обработана, стрелка индикатора будет только дрожать, не указывая заметных отклонений.

Отсутствие кривизны вала, установленного на токарном станке, проверяют перемещая индикатор вместе с суппортом по оси вала: если стрелка индикатора не отклоняется, а только дрожит, то вал прямолинеен; такую проверку рекомендуется делать в двух положениях вала, повернутых одно относительно другого на угол 90°.

Устанавливая индикатор, следят, чтобы измерительная ножка была перпендикулярна проверяемой поверхности. Проверить вал можно и на роликовых опорах или в собственных подшипниках, но точность проверки в этом случае несколько ниже.

Грубую проверку вала (а также балки, трубы и т. п.) на прямолинейность можно выполнить с использованием струны. Для этого проволоку диаметром 0,5 мм натягивают вдоль проверяемой поверхности, а под проволоку на концах устанавливают стальные подкладки одинаковой толщины. Измеряя расстояние от проволоки до проверяемой поверхности масштабной линейкой и сравнивая это расстояние с толщиной подкладки, судят о прямолинейности проверяемой детали. Во избежание провеса проволоку подкладками туго натягивают, а для уменьшения влияния провеса ее располагают на боковой стороне проверяемой детали.

Точность такой проверки составляет около 1 мм.