Изготовление и оснащение стальных канатов

Изготовление и оснащение стальных канатов

Проволоку для канатов изготовляют из прочной высокоуглеродистой или высокомарганцовистой стальной катанки. Для такелажных работ канаты обычно изготовляют из проволоки с расчетным пределом прочности 130-180 кгс/мм2. В зависимости от механических свойств установлены следующие марки проволоки: высшая (В), первая (I) и вторая (II). Канаты из проволоки этих марок так и обозначают.

По характеру касания слоев проволок канаты делятся на канаты с точечным (ТК), линейным (ЛК) и точечно-линейным (ТЛК) касанием проволок. Наиболее прочны из них канаты ЛК и ТЛК, однако их выпуск налажен недавно, и пока на монтаже для грузоподъемных машин и такелажных работ применяют канаты ТК. Стальные канаты, подверженные воздействию атмосферных осадков, изготовляют из оцинкованных проволок.

Стальные канаты, применяемые для подъема грузов, оснащения грузоподъемных механизмов и приспособлений, а также для расчалок и изготовления стропов, рассчитывают по формуле

К подъемному механизму конец каната крепят так, чтобы исключить возможность его перетирания.

Петлю на конце каната выполняют с применением коуша путем заплетки свободного конца каната или путем установки зажимов.

В стальных канатах по мере их износа или в результате повреждений в процессе работы происходит обрыв отдельных проволок. Если оборвавшиеся отдельные проволоки находятся в различных местах по длине каната, то это не представляет опасности. Однако если число оборванных проволок на длине одного шага свивки превышает норму, установленную Правилами Госгортехнадзора, то такой канат бракуют и не допускают для подъема грузов.

В связи с этим в процессе эксплуатации ведется постоянное наблюдение за состоянием стальных канатов. Кроме того, все канаты и грузозахватные механизмы, используемые на такелажных работах, проходят техническое освидетельствование не реже 1 раза в 6 мес. При этом определяется возможность их использования в дальнейшей работе.

При коррозии или износе, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, а также если оборвана целая прядь, канат бракуют. Если число обрывов проволок каната меньше, чем это допускается браковочными нормами, а также при поверхностном износе или коррозии менее 40%, канат допускают к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием и регистрацией результатов его осмотров в установленном порядке.

При глубине коррозии 40% диаметра канат бракуется независимо от числа оборванных проволок. При канате односторонней свивки число допускаемых обрывов уменьшается вдвое.

Стальные канаты, которыми оснащают грузоподъемные машины и механизмы, обычно испытывают вместе с этими устройствами. Испытания грузозахватных приспособлений проводят одновременно с испытанием грузоподъемных машин или отдельно.