Грузоподъемные механизмы и применение цепей
Для крепления цепей к деталям грузоподъемной машины служат специальные концевые звенья.
Допускается износ звеньев сварной цепи не более 10% первоначального диаметра — калибра цепи. Сращивание цепей допускается сваркой новых вставленных звеньев или специальными соединительными звеньями. После вставки новых звеньев цепь испытывают.
Пластинчатые цепи применяют в грузоподъемных механизмах главным образом в качестве грузовых. Их изготовляют по ГОСТ 191-63; нормальная длина цепи 10 м.
При расчете пластинчатых цепей запас прочности принимают не менее пятикратного.
Все цепи, применяемые на грузоподъемных механизмах, имеют свидетельство — сертификат завода-изготовителя об их испытании в соответствии с требованиями стандарта. В случае отсутствия указанного свидетельства проводят испытание образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверки соответствия размеров звеньев данным ГОСТ.
При составлении схемы такелажных работ грузоподъемные механизмы выбирают, исходя из ряда факторов, влияющих на технико-экономический результат работы: простоты и надежности действия, быстроты установки для единичных подъемов груза, коэффициента использования, затрат на эксплуатацию и др.
По степени сложности грузоподъемные механизмы можно подразделить в следующем порядке:
домкраты реечные, винтовые и гидравлические;
тали ручные, тали с кошками;
электротельферы;
лебедки ручные и электрические;
краны различных типов: консольные, Г-образные, башенные, козловые, мостовые и эстакадные;
передвижные самоходные краны: автомобильные, гусеничные и железнодорожные.