Механизм вала и болтовых соединений

Механизм вала и болтовых соединений

Более точные результаты центрирования получаются, когда применяют две скобы, на которых имеются шаровые наплавки против шаровых концов болтов; в таком случае измерение щупом происходит с большими удобствами и с большей точностью.

Для проверки прилегания опорных лап механизма к фундаменту или фундаментной раме полностью ослабляют затяжку болтов опорных лап или опорных стульев механизма и пластинками щупа проверяют, нет ли большого зазора между фундаментной рамой и опорными частями механизма. Прилегание опорных частей механизма к фундаментной раме считается удовлетворительным, если зазор между ними в одном или нескольких местах, обнаруженный пластинками щупа, не превышает 0,3 мм.

Зазор между опорными частями механизма и фундаментной рамой более 0,3 мм устраняют подбором и установкой стальных строганых или фольговых подкладок, чтобы предотвратить коробление корпуса механизма при затягивании болтов.

Для проверки затяжки болтовых соединений механизма: крепления фундаментной рамы, крепления стульев подшипника к фундаментной раме и крепления подшипников к стульям, — пытаются их подтянуть. Обнаруженные болты со слабой затяжкой затягивают до отказа. Если же затяжку фундаментных болтов своевременно не проконтролировать, а подтягивать их непосредственно перед пуском или даже в период пробного пуска, то можно нарушить центрирование.

Для контроля горизонтальности вала могут быть вскрыты оба подшипника скольжения и на освобожденные шейки поочередно установлен валовый уровень (ватерпас). Если механизм имеет подшипники качения, то в зависимости от их конструкции и конструкции вала уровень устанавливают либо на средней по длине части вала, либо на участках около обойм с телами качения. При наличии центров на обоих торцах вала проверить его горизонтальность можно гидравлическим уровнем.

Положение вала механизма признается правильным и в том случае, если показания ватерпаса не равны пулю и направлены в противоположные стороны, но на обеих шейках вала одинаковы по числу делений шкалы. Это означает, что вал проверяемого механизма имеет прогиб, но оба подшипника вала расположены на одной высоте. Допускаются отклонения не более одного деления шкалы.

Проверку вертикальных зазоров вала в подшипниках скольжения и зазоров тел качения в обоймах, а также проверку посадки полумуфт на валы обоих центрируемых механизмов выполняют щупом.

Чистоту обработки опорных частей (лап) двигателя и опорных участков под этот механизм на фундаментной раме проверяют контрольной плитой по следам краски, по ребру линейки или на ощупь. Шероховатость свыше 0,1 мм не допускается, ее надо устранить опиловкой.

Как правило, центрирование выполняют в два приема: сначала предварительно линейкой и клиновым щупом, а затем окончательно по центрирующим скобам.